Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дзюдо считается наиболее популярным видом спорта из современных систем восточных единоборств, который имеет глубокие исторические корни, впитав в себя наиболее рациональные элементы национальных видов боевых искусств и культуры народов Востока.
Дзюдо возникло в 1882 году в Японии, его основоположником был японский философ, тренер и мыслитель Дзигаро Кано.
Цель дзюдо заключается в воспитании духовно, целеустремлённых и физически-сильных людей.
Средствами достижения этой цели являются многолетние тренировки по выполнению специальных упражнений, изучению техники и тактики поединков, развитию силы, скорости и выносливости.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ЕЕ ЗАДАЧ
1.1. Определение психологической подготовки в дзюдо
Психологической подготовкой принято называть организованный, управляемый процесс реализации спортсменом потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.
Психологическая подготовка является составной частью общей системы спортивной тренировки и зависит от физической, технической и тактической формы. Если развитие физических качеств находится на низком уровне, независимо от полезности приемов психической регуляции, спортсмен никогда не сможет добиться высоких спортивных достижений, результат будет адекватным возможностям, т. е. невысоким.
Дзюдо относится в виду спорта, где требуются большие физические и умственные усилия, поэтому психологическая подготовка дзюдоиста играет важную роль, так как она в значительной степени определяет, каких результатов он сможет достичь.
Главные цели психологической подготовки состоят:
1) в повышении психоэмоциональной устойчивости в условиях специфической спортивной деятельности;
2) в совершенствовании психических функций и качеств личности, с помощью которых происходит успешное выполнение дзюдоистами основных действий и операций борцовского поединка;
3) в формировании, совершенствовании и коррекции индивидуального стиля ведения поединка.
Так же при психологической подготовке спортсмена предусматривается формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.
1.2. Виды психологической подготовки
Психологическая подготовка делится на три основных вида психологической подготовки, они связаны друг с другом общей целью, но направлены на решение самостоятельных задач:
1) общая психологическая подготовка;
2) специальная психологическая подготовка к соревнованиям;
3) психологическая защита от негативных воздействий в ходе конкретного соревнования.
Цель общей психологической подготовки заключается в совершенствовании умений управлять собой, в повышении соревновательной надежности, т.е в достижении стабильных и высоких результатов .
Она направлена на психологическую подготовку спортсмена с целью решить все задачи психологического воздействия на спортсмена. Задачи при этом направлены на формирование и развитие спортивно важных психических качеств, способствуют обучению специальным приемам психической саморегуляции для адаптации к экстремальным условиям.
Общая психологическая подготовка реализуется двумя путями:
Первый состоит в обучении спортсмена универсальным приемам, способным обеспечивать психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях:
саморегуляция эмоционального состояния,
уровень активации,
обеспечение эффективной деятельности,
концентрация и распределение внимания,
мобилизация на максимально волевые и физические усилия.
Второй включает приемы обучения, направленные на моделирование условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных моделей. На этом этапе основными критериями являются развитие мотивации .
Мотивация занятий спортивной деятельностью у борцов представляет из себя сложное явление и имеет две стороны с одной стороны она определяется ролью в жизни, а с другой механизмам ее формирования.
Мотивация служит побуждением к действию, это динамический психофизиологический процесс управляющий поведением человека и определяющим его направленность, организованность, активность и устойчивость.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ
2.1. Формирование психоэмоциональной устойчивости дзюдоистов
Психологическая подготовка направлена на максимально возможное использование потенциальных эмоционально психических способностей борца, всех его личностных резервов с целью достижения высоких спортивных результатов.
Индивидуализация психологической подготовки борцов предполагает учет типологических особенностей высшей нервной деятельности.
Психоэмоциональная устойчивость в дзюдо требует большого внимания и развития, поскольку эмоциональный интеллект спортсменов оказывает положительное влияние на их соревновательную успешность и стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость представляет из себя совокупность определенных качеств и навыков. Соответственно развитие стрессоустойчивости сводится к формированию необходимых качеств и навыков.
Большинство существующих тренингов развивающих стрессоустойчивость заключается в формировании верных личностных установок .
Для управления установками и представлениями требуются систематические тренировки, а также умение управлять своими реакциями и предвидеть их. В свою очередь формирование верных личностных установок в отношении борьбы с дистрессом у спортсмена напрямую связано с верными представлениями о самом себе, своем потенциале, своих способностях т.д.
Таким образом можно сделать вывод, что стрессоустойчивость спортсмена зависит от того:
— на сколько он умеет управлять своими эмоциями и состоянием;
— как он умением задействовать свои психические ресурсы в сложных ситуациях;
— насколько правильно он может оценивать себя, свои возможности и силы, оценивать степень своей ответственности за собственную психологическую подготовку.
Проанализировав все составляющие стрессоустойчивости можно сделать вывод, что для ее развития необходимо развитие совокупности следующих навыков:
1. Эмоциональный интеллект.
2. Жизнестойкость.
3. Локус контроля.
Для этого существует множество способов.
Специалисты, занимающиеся исследованием психологической подготовки спортсменов, рекомендуют внедрять в тренировочный процесс методы развития нервно-психической устойчивости. С помощью которых можно воздействовать на нервно-психическую устойчивость и уровень жизнестойкости спортсменов.
2.2. Формирование волевых качеств
При психологической подготовке спортсмена воспитание волевых качеств играют.
Под понятием «воля» в спортивной психологии принято понимать способность проявления сознательного действия для достижения определенной цели, которая связанна с преодолением внешних и внутренних препятствий.
При преодолении препятствий у борцов происходит актуализация волевы качеств, к которым относятся: целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
В ходе учебно-тренировочного процесса психологическая подготовка направлена на формирование способностей по перенесению значительных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок.
В данном случае мотивации к напряженным спортивным тренировкам могут быть сформированы с помощью следующих методических приемов, которые определяются как:
достижение высокой цели лежит через достижения промежуточных целей;
слагаемые большого спортивного успеха лежат в напряженном тренировочном труде и огроной самоотдаче, а также таланте;
в «инстинкте победителя», т.е. воспитание комплекса психологических качеств, направленных на победу;
в создании здоровой конкуренции в секции, группе, команде;
в формировании традиций спортивного отделения, секции, команды, в которых должен быть наглядно представлен тернистый путь к победе лучших представителей своего коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать выводы.
Психическая подготовка представляет из себя систему психолого-педагогического воздействия, применяемую с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям, а также выступления на них.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белоконь, В. О. Эмоциональный интеллект как ресурс устойчивости к стрессу у спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта // Физ. культура и спорт. олимпийское образование : материалы международ. науч.-практ. конф. 2019. С. 29–31.
2. Дементьев, B. Л. Методология профессиональной тактико-технической подготовки тренерских кадров по спортивной борьбе в физкультурных высших учебных заведениях: дис.д-ра пед. наук: 13.00.04/ В JI. Дементьев. М.: РГУФКСиТ, 2004.— С. 89.
3. Зюкин, А. В., Набойченко Е.С., Носкова М.В. Психолого-педагогические технологии формирования высокой психической устойчивости у действующих спортсменов // Урал. мед. журнал. 2019. № 1 (169). С. 98–105.
4. Игуменов, В. М. Значение психологической подготовки борцов. – Сб. «Спортивная борьба», 1971. – 200 с.
5. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2009.
6. Киргибаум, Э. И. Психологическая защита / Э.И. Киргибаум. - М.: Смысл, 2000. - 87 с.
7. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностай, Т.М. Титаренко. - К.: Рута, 2001. - 319 с.
8. Родионов, А. В. Психическая подготовка спортсмена // Теория и методика спорта: учеб. пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997. С. 220-238.
9. Родионов, А. В. Психологические модели в управлении комплексной подготовкой / А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов // спортивный психолог. – 2007. - №1. – С. 6-13.
10. Сивицкий, В. Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности / В.Г. Сивицкий // Спортивный психолог. – 2007. - №1. – С. 37-42.
11. Сивицкий, В. Г. Эффективная система управления психическим состоянием в спорте // Системная психология и социология. 2011. № 4 (II). С. 115-122.
12. Смоленцева, В. Н. Психическая соморегуляция в процессе подготовки спортсменов / В.Н. Смоленцева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 195 с.
13. Сучков, А. А. Особенности психологической подготовки в дзюдо // Интернаука: электрон. научн. журн. 2022. № 1(224). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/224 (дата обращения: 15.04.2023).